Статьи

Как проверить трансформатор мультиметром

Опубликовано: 27.08.2018

видео Как проверить трансформатор мультиметром

Как проверить неизвестный трансформатор

Электрический трансформатор — довольно распространенное устройство, используемое в быту для решения целого ряда задач.



И в нем могут случаться поломки, выявить которые поможет прибор для измерения параметров электротока — мультиметр.

Из этой статьи вы узнаете, как проверить трансформатор тока мультиметром (прозвонить), и каких правил следует придерживаться при этом.

Возможные неисправности

Как известно, любой трансформатор состоит из следующих компонентов:


КАК УСТРОЕН ТРАНСФОРМАТОР. КАК ПРОВЕРИТЬ ИСПРАВНОСТЬ ТРАНСФОРМАТОРА

первичная и вторичная катушки (вторичных может быть несколько); сердечник или магнитопровод; корпус.

Таким образом, перечень возможных поломок довольно ограничен:

Поврежден сердечник. Перегорел провод в какой-либо из обмоток. Пробита изоляция, вследствие чего имеется электрический контакт между витками в катушке (межвитковое замыкание) либо между катушкой и корпусом. Изношены выводы катушек или контакты.

Трансформатор тока Т-0,66 150/5а


Как проверить трансформатор

Некоторые из дефектов определяются визуально, поэтому трансформатор в первую очередь нужно внимательно осмотреть. Вот на что при этом следует обращать внимание:

трещины, сколы изоляции либо ее отсутствие; состояние болтовых соединений и клемм; вздутие заливки или ее вытекание; почернения на видимых поверхностях; обуглившаяся бумага; характерный запах горелого материала.

Если явных повреждений нет, следует проверить устройство на работоспособность при помощи приборов. Для этого нужно знать, к каким обмоткам относятся все его выводы. На преобразователях больших размеров данная информация может быть представлена в виде графического изображения.

Если таковое отсутствует, можно воспользоваться справочником, в котором следует найти свой трансформатор по маркировке. Если он является частью какого-то электроприбора, источником данных могут стать спецификация или принципиальная электрическая схема.

Методы проверок трансформатора мультиметром

Прежде всего, следует проверить состояние изоляции трансформатора. Для этого мультиметр необходимо переключить в режим мегомметра. После этого замеряют сопротивление:

между корпусом и каждой из обмоток; между обмотками попарно.

Напряжение, при котором должна осуществляться такая проверка, указывается в технической документации на трансформатор. К примеру, для большинства высоковольтных моделей замер сопротивления изоляции предписано проводить при напряжении 1 кВ.

Проверка прибора мультиметром

Требуемое значение сопротивления можно посмотреть в технической документации или в справочнике. Например, для тех же высоковольтных трансформаторов оно составляет не менее 1 мОм.

Данный тест не способен выявить межвитковые замыкания, а также изменения свойств материалов проводов и сердечника. Поэтому обязательно нужно проверить рабочие характеристики трансформатора, для чего применяют следующие методы:

Напряжение в 220 Вольт воспринимают далеко не все приборы. Трансформатор 220 на 12 Вольт понижает напряжение для возможности использования электроприборов.

Как проверить варистор мультиметром и для чего нужен варистор, читайте далее .

С правилами проверки напряжения в розетке мультиметром вы можете ознакомиться по ссылке .

Прямой метод (проверка схемы под нагрузкой)

Именно он первым приходит на ум: нужно замерять токи в первичной и вторичной обмотках работающего устройства, а затем путем деления их друг на друга определить фактический коэффициент трансформации. Если он соответствует паспортному — трансформатор исправен, если нет — нужно искать дефект. Этот коэффициент можно вычислить и самостоятельно, если известно напряжение, которое должен выдавать прибор.

К примеру, если на нем написано 220В/12В, то перед нами понижающий трансформатор, следовательно, ток во вторичной обмотке должен быть в 220/12 = 18,3 раза выше, чем в первичной (термин «понижающий» относится к напряжению).

Схема поверки однофазного трансформатора методом непосредственного измерения первичного и вторичного напряжений с использованием образцового трансформатора

Нагрузку к вторичной обмотке нужно подключать такую, чтобы в обмотках протекали токи не ниже 20% от номинальных значений. При включении будьте настороже: если раздастся треск, появится запах гари, либо вы увидите дым или искрение, прибор нужно сразу же отключить.

Если у тестируемого трансформатора несколько вторичных обмоток, то те из них, которые не подключены к нагрузке, должны быть закорочены. В разомкнутой вторичной катушке при подключении первичной к источнику переменного тока может появиться высокое напряжение, способное не только вывести из строя оборудование, но и убить человека.

Последовательное соединение обмоток трансформатора при помощи батарейки и мультиметра

Если речь идет о высоковольтном трансформаторе, то перед включением нужно проверить, не нуждается ли его сердечник в заземлении. Об этом говорит наличие специальной клеммы, помеченной литерой «З» или специальным значком.

Прямой метод проверки трансформатора позволяет со всей полнотой оценить состояние последнего. Однако, далеко не всегда имеется возможность включить трансформатор с нагрузкой и произвести все необходимые замеры.

Если ввиду требований безопасности либо по иным соображениям сделать этого нельзя, состояние устройства проверяют косвенным образом.

Косвенный метод

В состав данного метода входят несколько тестов, каждый из которых отображает состояние прибора в каком-то одном аспекте. Следовательно, все эти тесты желательно проводить в совокупности.

Определение достоверности маркировки выводов обмоток

Для проведения этой проверки мультиметр нужно переключить в режим омметра. Далее нужно попарно «прозвонить» все имеющиеся выводы. Между теми из них, которые относятся к разным катушкам, сопротивление будет равным бесконечности. Если же мультиметр показывает какое-то конкретное значение, значит выводы принадлежат одной катушке.

Тут же можно сравнить замеренное сопротивление с приведенным в справочнике. Если имеет место расхождение более, чем на 50%, значит случилось межвитковое замыкание либо частичное разрушение провода.

Подключение трансформатора к мультиметру

Учтите, что на катушках с большой индуктивностью, то есть состоящих из значительного числа витков, цифровой мультиметр может ошибочно показывать завышенное сопротивление. Желательно в таких случаях пользоваться аналоговым прибором.

Проверять обмотки следует постоянным током, который трансформатор преобразовывать не может. При использовании переменного в других катушках будет наводиться ЭДС и вполне возможно, что она окажется достаточно высокой. Так, если на вторичную катушку понижающего трансформатора 220/12 В подать переменное напряжение всего в 20 В, то на выводах первичной появится напряжение в 367 В и при случайном касании их пользователь получит сильный удар током.

Далее нужно определить, какие выводы следует подключать к источнику тока, а какие — к нагрузке. Если известно, что трансформатор понижающий, то к источнику тока нужно подключать катушку с наибольшим числом витков и наибольшим сопротивлением. С повышающим трансформатором все обстоит наоборот.

Все способы измерения силы электрического тока

Но бывают модели, у которых среди вторичных катушек имеются как понижающие, так и повышающие. Тогда первичную катушку можно с определенной долей вероятности распознать по следующим признакам: выводы ее крепятся обычно в стороне от остальных, так же и катушка может находиться на каркасе в отдельной секции.

Развитие интернета сделало возможным и такой способ: нужно сфотографировать трансформатор и написать запрос с приложенной фотографией и всей имеющейся информацией (марка и пр.) на один из сетевых тематических форумов.

Возможно, кто-то из его участников имел дело с такими устройствами и может подробно рассказать, как его нужно подключать.

Если во вторичной катушке имеются промежуточные отводы, необходимо распознать ее начало и конец. Для этого нужно определить полярность выводов.

Определение полярности выводов обмоток

В роли измерителя следует использовать магнитоэлектрический амперметр или вольтметр, у которого полярность выводов известна. Прибор нужно подключить к вторичной катушке. Удобнее всего пользоваться теми моделями, у которых «ноль» расположен посредине шкалы, но за неимением такового подойдет и классический — с местоположением «нуля» слева.

Если вторичных катушек несколько, прочие нужно зашунтировать.

Проверка полярности фазных обмоток электрических машин переменного тока

Через первичную катушку нужно пропустить постоянный ток небольшой силы. На роль источника подойдет обычная батарейка, при этом в цепь между ней и катушкой нужно включить резистор — чтобы не получилось короткого замыкания. Таким резистором может послужить лампа накаливания.

Выключатель в цепь первичной катушки устанавливать не нужно: достаточно следя за стрелкой мультиметра замкнуть цепь, коснувшись проводом от лампы вывода катушки, и тут же разомкнуть ее.

Если к выводам катушек подключены одинаковые полюса от батарейки и мультиметра, то есть полярность совпадает, то стрелка на приборе дернется вправо.

При разнополярном подключении — влево.

В момент отключения питания будет наблюдаться противоположная картина: при однополярном подключении стрелка сдвинется влево, при разнополярном — вправо.

На приборе с «нулем» в начале шкалы движение стрелки влево сложнее заметить, так как она почти сразу отскакивает от ограничителя. Поэтому следить нужно внимательно.

По той же схеме проверяются полярности всех остальных катушек.

Снятие характеристики намагничивания

Чтобы иметь возможность воспользоваться данным методом, нужно подготовиться загодя: пока трансформатор новый и заведомо исправный, снимают его так называемую вольт-амперную характеристику (ВАХ). Это график, отображающий зависимость напряжения на выводах вторичных катушек от величины протекающего в них тока намагничивания.

Схемы снятия характеристик намагничивания

Разомкнув цепь первичной катушки (чтобы результаты не искажались помехами от находящегося поблизости силового оборудования), через вторичную пропускают переменный ток различной силы, измеряя каждый раз напряжение на ее входе.

Мощности используемого для этого блока питания должно быть достаточно для насыщения магнитопровода, которое сопровождается уменьшением угла наклона кривой насыщения до нуля (горизонтальное положение).

Измерительные приборы должны относиться к электродинамической или электромагнитной системе.

До и после теста магнитопровод нужно размагничивать путем увеличения в несколько подходов силы тока в обмотке с последующим ее снижением до нуля.

По мере использования устройства нужно с определенной периодичностью снимать ВАХ и сравнивать ее с первоначальной. Снижение ее крутизны будет свидетельствовать о появлении межвиткового замыкания.

Видео на тему

Новости

Генераторы с автозапуском для дома своими руками
Для работы электрики в доме даже в отсутствие хозяев используются специальные устройства. Например, генератор с автозапуском, который часто используется для дома или производственных помещений с целью

Простая автосигнализация своими руками
Если Вы обладатель дорогого автомобиля, то больше всего эта статья не для Вас. А если у Вас довольно скромный автомобиль и Вы хотите с минимальными затратами (что совсем не пропорционально качеству) защитить

Отделка салона автомобиля своими руками
Содержание : Особенности тюнинга салона Что нужно для работы? Обновление карт дверей и панели Перетяжка кресел салона Отделка салона автомобиля занимает в тюнинге особое место. Автовладелец может

Как убрать царапины на кузове автомобиля своими руками с помощью полировки и прочих способов, как работать с мелкими и глубокими повреждениями
Привлекательность и идеальный внешний вид автомобиля теряются за время его эксплуатации. Самыми серьёзными проблемами, с которыми сталкиваются многие водители, становятся царапины и сколы. Грязь и различные

Проточка тормозных дисков своими руками – как это осилить? + видео » АвтоНоватор
Довольно часто автомобилисты сталкиваются с проблемами в тормозной системе, иногда, чтобы их устранить, необходима проточка тормозных дисков, выполненная своими руками или же в специализированном центре.

Каркасные шторки на авто: изготовление автошторок на стекла своими руками
Далеко не каждый человек хочет закрывать окна своей машины тонировкой, зато каждый любит ощущение комфорта. Каркасные автошторки в данном случае будут лучшим выходом, ибо они позволяют одновременно добиться

Антибактериальная обработка кондиционера автомобиля. Инструкция по эксплуатации автокондиционера
Большинство современных моделей транспортных средств сейчас выпускаются с наличием специальных систем климатических систем в базовой комплектации. В летний зной и зимние холода это незаменимое средство

Тюнинг Kia Ceed – как доработать авто своими руками? + Видео
1 Тонкости выполнения перепрошивки ЭБУ Ceed Чтобы выполнить чип-тюнинг корейского универсала, необходимо точно знать год его выпуска. Модели Ceed SW, JD, Pro и скоростная GT от Kia входят в число тех

Как сделать генератор водорода для автомобиля самому
Как работает Что ввести читателя в курс дела сначала я расскажу, как работает генератор водорода для автомобиля. Название должно наталкивать на мысль, что это устройство что-то генерирует, превращая

Как в домашних условиях сделать стеклопластик своими руками и детали из него
Согласитесь, не каждый поклонник тюнинга имеет возможность приобрести оригинальные предметы интерьера в соответствующих магазинах. Но, честно говоря, это вовсе не обязательно — превратить обычный автомобиль


Ралли «Тосно» © 2009
cайт сделал Третьяков

 

Карта
rss