Опубликовано: 02.09.2018
Чем дороже становится бензин, тем активнее владельцы переоборудуют свои автомобили под газовое топливо. Любой опытный водитель хорошо знает, как надо готовить автомобиль к зиме. Но некоторые из них превращаются в полных чайников после установки на машину газобаллонного оборудования (ГБО).
С традиционной бензиновой системой питания все достаточно просто, а что проверить или отрегулировать на ГБО? Газовой специфики не так много — современные компоненты достаточно надежны. Хорошо продумана и «защита от дурака». Электроника автоматически запускает силовой агрегат на бензине не спрашивая об этом водителя, а заполнить баллон на обычной газонаполнительной станции более чем на 85% при всем желании не удастся — ограничение введено из соображений безопасности.
Тем не менее при эксплуатации газобаллонного оборудования есть своя специфика. К примеру, переоборудованным под него автомобилям запрещен въезд на некоторые подземные парковки, опять-таки в целях безопасности. Но сегодня мы решили поговорить о других особенностях. Когда наступает зима, никто не может сказать, насколько она будет морозной. В любом случае не помешает знать, как вести себя на автомобиле, на котором установлено ГБО, в холодное время года. Правил, в принципе, не так много.
Сжиженный газ, так же как и дизельное топливо, может быть летним и зимним. Разница между этими видами — только в процентном соотношении пропана и бутана. В зимней смеси процент пропана должен составлять 70-90, в летней — 50-60. Разница в составе обусловлена свойствами составляющих газов. Бутан начинает испаряться при положительной температуре, а пропан — при заметно более низкой. Соответственно, чтобы повысить испаряемость топлива зимой, приходится корректировать его состав.
Лучшее время для проведения плановых работ по ГБО — поздняя осень. Сервисмены должны слить конденсат из редуктора, заменить фильтрующие элементы, в том числе воздушный, проверить герметичность системы. Возможно, потребуется промывка редуктора, смесителя или других компонентов. Газовое техническое обслуживание можно приурочить к традиционному обслуживанию автомобиля или выполнить его отдельно, желательно в специализированном центре. Как правило, работы занимают не больше часа.
Один из основных врагов машин с газобаллонным оборудованием — конденсат. Чтобы предотвратить, точнее, минимизировать его появление, старайтесь не опустошать баллон более чем наполовину. Конденсат может постепенно привести к выходу из строя топливного насоса и другой аппаратуры. Основной симптом — нестабильная работа двигателя на газе. Конденсат может скапливаться и в топливной рейке. Во избежание этого явления на рейку нередко устанавливают подогрев.
При температуре минус 30 градусов и ниже для работы двигателя на газе, особенно когда значительный запас топлива уже израсходован, давления в баллоне может не хватать. Не смущайтесь, если мотор продолжает потреблять бензин даже после прогрева — это не неисправность. Иногда автоматика переходит на газ уже после прогрева салона автомобиля. Например, если баллон установлен в багажнике. Если газовый баллон находится «на улице», придется ездить на бензине.
Наличие на автомобиле газобаллонного оборудования — не повод забывать о профилактике основных систем работы двигателя. Проверьте состояние высоковольтных проводов, свечей зажигания. Если свечи покрыты слоем черного нагара, не спешите ограничиваться заменой. Необходимо разобраться с причиной появления отложений. Возможно, в цилиндры попадает моторное масло, изношены направляющие втулок клапанов, поршневые кольца, маслосъемные колпачки. Нагар может возникнуть и после долгой работы мотора на холостом ходу.
Если ваше газобаллонное оборудование подразумевает ручное переключение между двумя видами топлива, при минусовой температуре запускайте двигатель только на бензине. В противном случае есть вероятность залить свечи со всеми вытекающими последствиями, хорошо знакомыми большинству автомобилистов.
Переключение с бензина на газ можно производить после прогрева двигателя и соответственно антифриза хотя бы до плюс 40 градусов. В современном ГБО переключение производится автоматически, в этом случае пуск мотора всегда происходит на бензине.
По материалам автомобильного журнала «Автомир» . № 42.2014 года.
Леонид Воробьев.
Карта